УДИВИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОШЛОГО
УДИВИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОШЛОГО
Друзья, данной небольшой статьей мы хотим положить начало серии постов, в которых расскажем вам об интересных особенностях технологий строительства зданий и сооружений, производства артиллерийских орудий, машиностроительного, токарного и копировального дела в Российской империи 18-19 веков.
И сегодня мы знакомим Вас с замечательным русским механиком и изобретателем XVIII века Андреем Константиновичем Нартовым, представляя вашему вниманию рисунки и чертежи механизмов, которые уже в начале 18 века позволяли изготавливать совершенно фантастические изображения батальных сцен, портреты известных людей, полые пирамиды, орнаменты на медных пластинах, дереве, кости — все, что ныне поражает наше воображение в музеях и заставляет задуматься, как все это возможно ?
Таких небольших статей, посвященных изобретениям Нартова, будет три. Первая — механизмы, вторая — предметы и изделия, произведенные механизмами. Третья — инструменты.
Итак, с 1709 года Андрей Константинович работал токарем в Московской школе математических и навигацких наук. В 1712 г. Петр I вызвал Андрея Нартова в Петербург, где определил его в собственную «токарню» и затем не расставался с ним до самой своей смерти. «Личный токарь» Петра I — по нашим понятиям это, пожалуй, министр машиностроения — жил и безотлучно находился в «токарне», расположенной рядом с приемным кабинетом царя. Здесь он встречался не только с царем, но и со всеми государственными деятелями того времени. После смерти Петра I Нартов написал о нем воспоминания, ставшие ценным историческим и литературным документом.
Следует отметить то, что большинство изобретений Нартова не были
лишь более совершенными формами ранее известных машин, технологических процессов, а являлись вообще первыми в мире техническими решениями. Петровская токарня, которой ведал Нартов, была в дальнейшем передана Академии наук и превращена в академические мастерские, которыми руководил М. В. Ломоносов и во главе которых после его смерти стоял И. П. Кулибин.
«Театрумъ Махинарумъ» был закончен Нартовым незадолго до смерти. Его сын собрал все листы рукописи, переплел и приготовил ее для поднесения Екатерине II. Рукопись была передана в придворную библиотеку и там пролежала в безвестности почти двести лет.
На сегодняшний день рукопись оцифрована и хранится на сайте «Национальной электронной библиотеки».