«Лафа, улан лихой…», Николай Поливанов в Стрельне
В 1832-1834 гг. учась вместе в Петербургской Школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, увлеклись рисованием и стихосложением, устраивая соревнования. У Лермонтова получались лучше стихи, а у Поливанова рисунки.
Соревнуясь в рисовании друзья иногда в одном альбоме совместно рисовали, угадывая и дополняя намерения друг друга. Известны даже рисунки, исполненные ими вместе на одном листе, как говориться, в две руки
Поливанов стал главным героем «юнкерских» поэм Лермонтова «Гошпиталь» и «Уланша». (События описанные в поэме «Уланша» происходили в деревне Ижорка, которая теперь вошла в посёлок Стрельна – улицы Львовская и Нагорная):
… Но вот Ижорка, слава Богу,
Пора раскланяться с конем.
Как должно, вышел на дорогу
Улан с завернутым значком.
Он по квартирам важно, чинно
Повел начальников с собой,
Хоть, признаюся, запах винной
Изобличал его порой…
Но без вина что жизнь улана?
Его душа на дне стакана,
И кто два раза в день не пьян,
Тот, извините! — не улан.
Скажу вам имя квартирьера:
То был Лафа буян лихой…
Другие юнкера, в отличие от Поливанова сердились на Лермонтова, когда он описывал их в своих весело-задиристых юнкерских поэмах.
После окончания Школы Гвардейских Прапорщиков и Кавалерийских Юнкеров, пути Лермонтова с Поливановым разошлись. Лермонтов был произведён корнеты в Лейб-Гвардии Гусарский полк, Поливанов – корнеты в Лейб-Гвардии Уланский полк, который квартировался в Стрельне, в образцовом военном городке, созданном Великим Князем Константином Павловичем. Известны ряд акварелей Поливанова написанных в Стрельне, это «Почтовая станция», «Мост, через Портовый канал», «Офицерские квартиры в Стрельне», «Деревня «Ижорка» и др.
Долгое время эти работы Поливанова были известны только по черно-белым дореволюционным фотографиям, которые были сняты фотоателье «Бр. Карбини» с подлинных работ Поливанова находившихся в Лермонтовском музее Николаевского кавалерийского училища, который был создан в 1883 г.
Из истории этого музея известно, что «в 1887 г. в музей поступает тетрадь рисунков приятеля и соученика Лермонтова Н. И. Поливанова с «домашними сценами сельской жизни», т.е. сценами из лагерной жизни гвардейских кавалерийских юнкеров»[i].
И фотоателье «Бр. Карбини», согласно справочников, существовало в Петербурге в 1885-1901 гг. Лермонтовский музей был настолько интересен и популярен, что Педагогический музей военно-учебных заведений запрашивал разрешение изготовить фотографии с экспонатов Лермонтовского музея «для демонстрации во время лекций при помощи проекционного аппарата».
Но после октябрьской революции 1917 г. Николаевское кавалерийское училище было расформировано, а собрание Лермонтовского музея было роздано различным музеям, часть попала в Пушкинский Дом, среди которых, подлинных работ Поливанова не оказалось.
Благодаря 200-летию Лермонтова многие музеи, имеющие в своих фондах материалы, относящиеся к поэту, подготовили доклады, посвящённые юбиляру.
В Ульяновском областном художественном музей хранится «Симбирский альбом Н. И. Поливанова», в котором обнаружены рисунки Лермонтова, что привлекло внимание лермонтоведов.
Заместитель директора по научной работе Ульяновского областного художественного музея (УОХМ) Луиза Петровна Баюра опубликовала ряд статей об альбоме Поливанова и его рисунках. Затем были опубликованы в интернете некоторые рисунки Поливанова, среди которых узнались виды окрестностей Стрельны. Яркие акварельные краски удивительно передают исторические виды Стрельны; «Взморье», «Мост» через Портовый канал, Дачные квартиры офицеров Уланского полка и др.
Музей «Морская Стрельна» обратился с просьбой к руководству УОХМ об изготовлений копий работ Н. И. Поливанова с цветных акварелей Стрельны 1830-х гг.[ii] для экспозиции музея и чтобы воочию можно было сравнить эти места, любуясь как они изменились за ушедшие два века.
И нынешней весной мы получили пятнадцать цветных копий рисунков Поливанова, за что безмерно благодарны Ульяновскому Областному Художественному Музею.
Знаменательно, что акварель Поливанова «Мост», 1835 г. отражает исторической место, где спустя 24 года появилась Пристанская улица, на которой Комитетом имущественных отношений правительства Петербурга в этом году сдан в аренду на десять лет дом №15 под музей «Морская Стрельна». Копия этой исторической акварели займёт в экспозиции одно из главных мест в музее с акварелью Лермонтова «Парус» 1832 г. отображающее взморье Стрельны[iii].
______________________________
[i] http://www.nasledie-rus.ru/
[ii] Письмо в УОХМ от 14 ноября 2019 г.
[iii] О. П. Вареник. Белеет парус отдалённый. Лермонтов в Стрельне. СПб. 2003.